В мае этого года в Вене под эгидой IGEPHA состоялась международная специализированная конференция «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ», посвященная обсуждению межгосударственных вопросов лекарственного и медицинского обеспечения в условиях экономического кризиса 2008-2009 гг.

Организатором конференции выступило Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Австрии - IGEPHA, которое в первую очередь постаралось привлечь к обсуждаемой тематике форума национальных производителей, ориентированных на укрепление и расширение своего бизнеса за пределами Австрии.

Программа конференция включала в себя:

  • обсуждение государственных программ здравоохранения европейских стран с учетом реалий мирового экономического кризиса;
  • оценку основных трендов развития рынка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в ближайшей перспективе 2010-2012 годов;
  • риски и возможности расширения присутствия австрийских производителей медицинской продукции в странах Центральной и Восточной Европы.

Следует отметить авторитетный состав участников IGEPHA – конференции. Это были как транснациональные корпорации: «Пфайзер», «Мерц», «Байер», «Никомед», так и национальные: «Берингер Ингельхайм», «Меда», «Санова» и небольшие частные компании («Д-р А.& Л. Шмидгалл»).

sportmed1

Аналитическую поддержку проводимому мероприятию оказали международные агентства «Global Success Advisors», «Ernst & Young» , «Baker & McKenzie», «IMS».

Не секрет, что мировой экономических кризис 2008 - 2009 гг. затронул не только сферу банковских интересов и фондовый рынок, но в определенной мере повлиял на программы финансирования здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы.

Россия не стала исключением из общего правила. По мнению «IMS» аналитиков, будучи крупнейшим ОТС – рынком на территории Центральной и Восточной Европы, Россия до сих пор остается страной с минимальным среднегодовым уровнем расходов на покупку лекарств в пересчете на единицу населения. Уровень затрат на покупку ОТС лекарств на одного жителя в Словакии составляет 46 евро в год, в Греции – 45, в Польше – 33, в Венгрии – 28 и в России – 18.

Более детальную картину ситуации на российском фармацевтическом рынке в период финансового кризиса 2008-2009 гг. представил участникам конференции Thomas Kukwa, Country Manager Russia/ CIS, Pfizer Consumer Healthcare.

sportmed1

T. Kukwa акцентировал внимание собравшихся на том, что в структуре российского рынка до сих пор 80% составляет импорт лекарственных препаратов и 20% - национальное производство. При этом процентное соотношение безрецептурных препаратов к рецептурным - 32% к 68%.

Безусловный лидер ОТС – рынка – отечественная компании «ФАРМСТАНДАРТ» с долей рынка 8,3%, на втором месте – «Новартис Консьюмер» (8,3%), третье место занимает «Санофи-Авентис» (5,1%) и четвертое – «Берлин-Хеми» (3,9%), (источник: IMS retail index).

Наибольшие объемы продаж в российском ОТС - сегменте занимают препараты для лечения простуды, гриппа и аллергии - 920 млн. $, далее – анальгетики - 634 млн $ и пищевые добавки - 633 млн. $ (2009 г).

Второй выступавший с российской стороны компанией была «САНТА» - эксклюзивный дистрибьютор препаратов «КАРМОЛИС» (производитель «Д-р А.& Л. Шмидгалл», Австрия). Докладчики в лице М.Ульяновой М. и С.Ермоловича более подробно остановились на вопросах государственного регулирования цен на лекарственные препараты, а также ознакомили участников форума с особенностями товаропроводящей цепочки от производителя к потребителю на внутреннем рынке.

С. Ермолович обратил внимание всех присутствующих, что принятый в России 12 апреля 2010 г. Закон «Об обращении лекарственных средств в Российской Федерации», охватывает все сферы деятельности фармацевтического рынка, включая: государственное регулирование предельных отпускных цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЛС), порядок и сроки регистрации лекарственных препаратов; этические аспекты проведения клинических исследований и ряд других аспектов.

Он также сообщил, что, согласно данным ЦМИ «Фармэксперт», продолжается неуклонное «вымывание» дешевых позиций ЛС с российского рынка. Так, например, в 2002 г. доля препаратов в розничном ценовом диапазоне до 30 руб. составляла 24,1%, тогда как в 2009 г. – уже только 7,9%. А доля препаратов в ценовом диапазоне свыше 300 руб. за аналогичный период времени увеличилась с 14% до 34%.

Анализируя состояние товаропроводящей цепочки, докладчик выделил пять ключевых дистрибьюторов: ЦВ «ПРОТЕК» (22,2%), «СИА Интернейшнл» (21,9%), «КАТРЕН» (15,7%), «РОСТА» (13,2%) и «Alliance Healthcare» (АПТЕКА-ХОЛДИНГ) (9%), которые контролируют 82% всего товарооборота лекарств, БАДов и медицинских изделий на национальном рынке. При этом (из 63 400 аптек по всей России) крупнейшие аптечные сети ТОП – 10, имея в совокупности 4487 торговых точек, обеспечивают почти пятую часть всего розничного товарооборота - 18,5% .

Выступавшие с докладами представители здравоохранения и фармацевтического бизнеса Греции отметили более глубокий и затяжной период выхода страны из экономического кризиса, и также сообщили о введении государственного регулирования цен на лекарственные препараты на местном рынке.

sportmed1

sportmed1

В ходе конференции IGEPHA участникам было предоставлено время для обмена личным опытом.

В заключение большинство присутствующих аналитиков сошлось во мнении: «Российский рынок ПЕРСПЕКТИВЕН для развития фармацевтического бизнеса, но требует тщательного просчета СТРАТЕГИИ построения бизнеса, учитывая ВЫСОКУЮ ВЕРОЯТНОСТЬ РИСКОВ».